Такое определение дается в старинной энциклопедии. По легенде, веер появился во времена Адама и Евы. Наша праматерь обмахивалась сорванной веткой, впервые испытав смущение от собственной наготы. Думается, что в первобытные времена так и было – древние люди пользовались сорванными ветками как веером.
Самые древние изображения веера, дошедшее до наших времен, древнеегипетское. Тогда веер был неотъемлемым атрибутом фараона и служил как символ небесного покоя и счастья. В гробнице Тутанхамона были обнаружены веера-опахала полукруглые и выполненные из перьев страуса в обрамлении золотых пластин. На веерах изображались сцены охоты на страусов.
В Древней Греции и Риме для изготовления вееров использовали павлиньи перья. Если в античной Греции веером пользовались самостоятельно, то в Риме патрицианки предпочитали, чтобы их обмахивали рабы, для этого к вееру прикрепляли длинную ручку.
Первые упоминания о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Его изобретение приписывают легендарному царю Шуню. Древнейшие образцы китайских вееров представляют собой кусок материи, вставленный в рамку, которая прикреплена к длинной ручке. Пользовались ими, вращая ручку. Позднее, появились овальные и круглые веера на длинной ручке. Они были шелковые и расписывались символами благопожеланий и узорами. В эпоху Сун появились складные веера из бамбуковых планок, на которые наклевали ткань или бумагу. Самые роскошные веры изготовлялись из разных драгоценных материалов, таких как перламутр, черепаховые панцири, слоновая кость.
Особенной любовью веер пользовался в Японии. Он стал неотъемлемым атрибутом и мужского и женского костюма, его использовали во время различных обрядов и церемоний. Существовали веера не только у аристократии, придворных и императора, но и у полководцев, артистов театра, священнослужителей и т.д. Удивительно, но веер, который попал в Японию из Китая, был веер – утива, немного напоминающий ракетку для пинг-понга. А вот складной веер – ооги (или сэнсу) попал в Китай из Японии. Веера использовались не только по прямому назначению, но и с ними танцевали, играли в игры, использовали во время чайных церемоний, показывали целые спектакли, объяснялись в любви, обменивались в знак дружбы. Цвета вееров регламентировались. Ко временам эпохи Эдо веер становиться доступным для простолюдинов.
Письменные источники не дают свидетельств о существовании вееров в Европе ранее эпохи Возрождения, но это не дает нам повода считать, что веерами не пользовались во времена средневековья. Благодаря многочисленным фрескам и гравюрам мы знаем, что веер в виде флюгера (флажка) или в виде опахала использовали дамы и кавалеры Возрождения. Чаще всего использовали страусовые перья, которые складывали вместе, а кончики завивали, ручку делали из драгоценных металлов и украшали драгоценными камнями, иногда в основание вставляли небольшое зеркальце.
Складной веер в Европу был завезен из Китая в конце XV — начале XVI веков. Такие веера поначалу появились в Португалии, оттуда попали в Англию, Испанию и Италию, а затем и во Францию. Пик веерного искусства пришелся на конец XVII – начало XVIII веков, на это время приходятся первые попытки наладить его производство. Трудно перечислить все материалы, из которых делали веера. Английские веера славились изысканностью и тонкой проработкой деталей, расписывались цветами и растениями местной флоры (а латинские названия приведенные рядом превращали веер в пособие по ботанике). Итальянские веера расписывались картинами достопримечательностей (античные развалины, извержения Везувия, изображениями соборов). Самыми красивыми веерами по праву считались французские. Помимо драгоценных материалов, из которых изготовляли веера, мастера, украшали свои изделия гравировкой, инкрустацией, декорировались фольгой, стразами, драгоценностями, а также дополнялись небольшими тайниками или хитроумными механизмами.
Во времена барокко веера разрисовывали галантными и пасторальными сценками. Эпоха рококо ввела в моду веера из кружев. В эпоху ампира наиболее модными были крохотные складные веера из слоновой кости, плющеного рога или черепаховые, украшенные резьбой, гравировкой и росписями, а к ручке приделывалось кольцо с закрепленным шнуром с кистью для ношения на запястье. В 30-е годы XIX века, стиль романтизм стал диктовать свои правила и у вееров появились ажурные готические концы, а расписывались они средневековыми сюжетами.
В период Реставрации в декоре вееров вернулись к эстетике рококо. В 40-50 годы позапрошлого века конструкция складных вееров несколько изменилась, теперь каждая пластина стала выполняться из двух частей. А в 80-е года того же века размеры вееров стали резко увеличиваться.
Стиль модерн породил интерес к японским мотивам, что отразилось на мотивах росписи модных вееров. Также конец XIX века в веерной моде отмечен интересом к сюжетам комедии dell’arte и цирку. Рубеж веков XIX-ХХ вернул кружевные веера, украшенные вышивкой и паетками. ХХ век внес свой взгляд на видение этого атрибута – на веере стали печатать рекламные объявления и прокламации. После Первой мировой войны веер практически исчезает из повседневного обихода. Последний всплеск моды на веер был в 20-х годах прошлого столетия, характерной особенностью этих вееров был их большой размер, а делали их преимущественно из страусовых перьев. В современном мире моды веер преподноситься как экстравагантный аксессуар, особенно в руках мужчин.