Любознательность проявляется в детях очень рано, и чем старше они становятся, тем живее интересуются всем вокруг. Особенно эта черта проявляется у дошкольников. Давно замечено, что активность ребенка напрямую связана с его успешным обучением в будущем. Если же у ребенка не развито здоровое любопытство, то проблема с учебой обеспечена: без интереса трудно удержать внимание и запомнить учебный материал. Другими словами, любознательность активизирует любую познавательную активность.
Практика показывает, что многие родители, искренне заботясь о ребенке, невольно тормозят его развитие, не давая развиваться фантазии и любознательности. Как это происходит?
Вопросы и ответы
Малыши — ужасные почемучки, и порой нет сил и желания отвечать на их бесконечные вопросы, однако нельзя забывать, что, щупая, рассматривая, пробуя, они пытаются разобраться в своих ощущениях. Не получая ответы на свои вопросы, ребенок может перестать вообще интересоваться чем-либо. «Когда вырастешь — узнаешь» и «рано еще тебе такие вопросы задавать» — это не ответы, надо стараться по мере возможности удовлетворять детское любопытство.
Чистота и порядок
Детей необходимо приучать к чистоте и порядку — с этим никто не спорит. Активное изучение мира может принести в дом сумбур и беспорядок, но без опыта ребенку сложно чему-то научиться, поэтому не стоит постоянно одергивать детей и лишать их самостоятельности ради сохранения чистоты и порядка: некоторые мамы до школы кормят детей с ложки, чтобы они не пачкались и не сорили. Попробуйте создать в доме уголок свободы, где можно строить замки из стульев и одеял, рисовать на коробке, кидаться подушками. Ребенок полноценно развивается, только фантазируя и экспериментируя.
Большое количество игрушек
«На детях — не экономим» — негласный девиз современного общества. В ярких витринах детских магазинов мы видим интересные игрушки, конструкторы и головоломки, из рекламы узнаем о потрясающих новинках. И как сложно устоять перед восторженным взглядом ребенка — «ХОЧУ»! Конечно, качественная игрушка стоит немалых денег, однако ребенок не может в полной мере осознать ценность покупки и, в лучшем случае, немного поиграв, теряет к ней интерес. В худшем (для родителей), малыш разберет ее на детальки, дабы узнать в чем же ее секрет. Это нередко раздражает взрослых: «Ты зачем ее сломал? Ты знаешь, сколько она стоила? Как можно было сломать такую машину! Больше не жди таких подарков». А ребенку непонятно — зачем нужна игрушка, внутрь которой нельзя залезть? Иногда папы и мамы ставят жесткие условия, не разрешая брать игрушку во двор, в сад или к другу в гости, потому что поломается, забудется или отберут, и в итоге она не приносит радости ребенку.
Игрушки нужны для развития, но их большое количество эту функцию не выполняет, а наоборот, тормозит: детям не за чем фантазировать, изобретать и придумывать, когда рядом с ними гора игрушек. Для сохранения внимания в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов.
И ребенок перестает ценить игрушки —каждое новое приобретение все менее значимо, и через день-два он просит новую игрушку, чтобы снова испытать радость новизны. Родителям под силу остановить этот процесс, чтобы не растить потребителей.
Дорогие вещи
Давно прошли времена, когда детские вещи передавали по наследству, ведь куртка от брата уже не современная! Никто не спорит, что маленький модник или модница радуют взгляд, но дорогие вещи требуют бережного обращения. В брендовых джинсах не полезешь на горку, а в модных ботинках по лужам не попрыгаешь. Родители тратят огромные суммы, чтобы ребенок выглядел модно, ограничивая тем самым его подвижность и игривость — опасаясь испорченных вещей, часто используют запреты «Не ходи сюда», «Не порви», «Те трогай», «Не кричи», «Не лезь», «Смотри не испачкайся» и так далее. И как узнать, насколько эта лужа глубокая, на чем быстрее съехать с горки — на животе или на ватрушке, как быстро растает снег в крутых варежках?
Познание — это и впечатления! Если задуматься, то самые яркие детские воспоминания — это веселые игры, прогулки, открытия. Мы не вспоминаем о модной одежде или дорогих игрушках, а вот эмоции остаются в памяти на всю жизнь.
Несколько советов, как помочь ребенку не потерять интерес к окружающему миру
Приобретать минимум игрушек и чаще пробовать делать что-то своими руками. Продумывать покупку вместе с ребенком, если это не сюрприз. Составить список желаний своего чада и подсказывать родственникам и друзьям, что подарить на день рождения или Новый год.
До школы покупать такие вещи, чтобы в них можно было бегать по улице, невзирая на грязь и сырость, лазить на горки и под скамейки — в общем, быть первооткрывателем. В этом возрасте это жизненно необходимо.
Поощрять интерес: хвалить за хорошие вопросы, за желание узнать. Со временем подталкивать ребенка к самостоятельному поиску ответов в словарях, справочниках, книгах, интернете.
Обсуждать прочитанное, играть в настольные игры, сажать цветы, рисовать, слушать музыку, накрывать на стол и так далее.
Не ограничивайте детей в стремлении познать мир. Не подавляйте их желание докопаться до сути, помогите, направьте, но не гасите волю, и на вопрос «Мама, что будет если…?» отвечайте не «Не знаю, какая разница!», а «Давай посмотрим вместе!»