Его взлет в мире моды был внезапен и похож на вспышку, за несколько лет, из никому неизвестного рисовальщика и ассистента модного салона, он превратился в кутюрье и диктатора моды. Но, также скоро мир позабыл о своем реформаторе, который освободил женщину от корсета и заложил основное направление развития моды XX в.
Родился Поль в семье торговца тканями в 1879 г. в Париже. Семья его была творческой, об этом свидетельствует тот факт, что две его сестры работали в индустрии моды самостоятельно друг от друга. Первым его рабочим местом стала зонтичная мастерская, где из обрезков шёлка, молодой рассыльный умудрялся шить наряды на куклу, подаренную его сестрами. В 1896 г. он пришел в модный салон парижского кутюрье Жака Дусе. Здесь он работает в качестве ассистента, его патрон поручает заботам Пуаре своих самых взыскательных и капризных клиенток – Сару Бернар, Габриэль Режан. В этом салоне он не только учится портновскому искусству, но и оттачивает свой вкус и манеры, так как Жак Дусе был известным коллекционером и ценителем искусства. Работа у Дусе была недолгой, слишком не вписывался эксцентричный Пуаре, со своими новаторскими идеями в консервативную атмосферу салона. Следующей ступенью восхождения к модному Олимпу, стала работа в доме Ворта в 1901-1903 гг. (к тому времени, Чарльз Ворт уже умер и Дом возглавляли его сыновья). За то недолгое время, что он здесь проработал, он успел получить опыт общения со сливками общества и наработать себе клиентуру.
В конце 1903 г. Поль Пуаре открывает собственный салон, сюда он переманил клиентку Дусе – Режан, которая в то время была, что называется «иконой стиля». Кстати в последствии, он требует от своих клиентов, чтобы они одевались только у него, и ни у кого больше. В 1905 г. он женится на Дениз Буле, которая становится не только его моделью, но и музой, каждый ее выход в свет в нарядах, придуманных ее мужем, активно обсуждался прессой и обществом. Пуаре являлся не просто модельером, он был художником моды. В первую очередь он избавился от корсетов. Его струящиеся как волны платья, с завышенной талией, не требовали ни жесткого каркаса, ни нижних юбок. Впервые женщина могла сама одеться без посторонней помощи.
Его идеал женщины – это женщина яркая, свободная в своих порывах, волшебница сошедшая со страниц не то восточных, не то античных сказок. Кутюрье предпочитал блеклым и пастельным цветам тканей – яркие, насыщенные, с четким орнаментом. Он придумывает чулки телесного цвета – эффект голого тела, предлагает дамам высшего света шаровары пленниц восточных гаремов и полупрозрачные туники античных богинь, подпоясанные широким поясом, максимально облегающие юбки (это после кринолинов – то), в которых приходиться семенить мелкими шажочками и юбки-брюки (из-за которых, папа римский предал его анафеме). Пуаре предложил француженкам вместо пышных и вычурных шляп – чалмы и тюрбаны. Это он ввел в обиход, в качестве домашнего платья – яркие шелковые кимоно. Отменив сложные прически из накладных локонов – он предложил простые, из гладких (темных по возможности) волос, которые способна укладывать любая женщина, без посторонней помощи.
Его вдохновляли японские и китайские миниатюры, восточный декор, а также многогранный мир театра. В театре он познакомился с Дягилевым, который привез в Париж Русские сезоны. Работы Льва Бакста стали для него тем источником, из которого он черпал свои идеи. После посещения России в 1911 г. Пуаре вводит моду на все русское. Вообще отношение с русской культурой и людьми из России у художника моды сложились очень тесные. Его клиентами были российские аристократы, а позднее (после революции 1917 г.) его манекенщицами стали беженки из нашей страны.
Он первый, кто стал проводить открытые показы своих моделей, которые были больше похожи на театральный постановки или перфомансы. Самый грандиозный из известных его «модных шоу» стал проведенный в 1911 г. «1002 ночь или Торжество по-персидски». С легкой руки Поля Пуаре мода на все восточное быстро распространилась в Европе. Чтобы любой желающий, мог познакомится с творчеством кутюрье, он начал выпускать альбом, в котором известные художники иллюстраторы изобразили его модели, первый под названием «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом, вышел в 1908 г.. второй — 1912 г. имел имя «Вещи Поля Пуаре глазами Жоржа Лепапа»». Но этого диктатору моды показалось мало, и он организовал мировое турне (Лондон, Берлин, Брюссель, Вена, Санкт Петербург, Москва, Нью-Йорк) с участием моделей и манекенщиц своего модного дома. Открывается его предприятие по производству духов, которые он назвал по имени дочери – «Роза Розины», потом выходят и другие – «Алладин», «Китайская ночь», «Запретный плод», «Минарет».
По примеру венских школ открывает свою школу прикладного искусства. Эта школа изготавливает большое количество вещей для интерьеров (покрывала, абажуры, ковры и т. п.) опередив почти на сто лет идею создания собственного декора. Создает мастерскую набивных тканей и организацию по защите авторских прав (Пуаре не всегда ставил свое имя на работах и их беззастенчиво использовал всякий желающий, также в мире существовало масса его подражателей, выпускающие платья под маркой псевдо-Пуаре).
Первая мировая война перевернула не только мир, но и модные предпочтения людей. Пуаре с его вычурностью и восточным эстетизмом показался неуместным в сложное послевоенное время. Все попытки вернуть себе былое величие оканчиваются крахом и долгами. Из-за долгов Полю Пуаре приходится закрыть в 1926 г. свой Дом моды. Умирает он в 1944 г. в бедности и забвении.