Такие разные головные уборы

Такие разные головные уборы

Нетрудно догадаться, что головные уборы появились для защиты головы от холода, осадков или палящих лучей солнца. Но почему появилась та или иная форма шляпы или шапки, и почему существует такое многообразие этих уборов — не всегда очевидно. Даже само название «головной убор» говорит нам о нетривиальности предмета. С древних времен люди «убирали» (т.е. украшали) свои головы, старались подчеркнуть шляпой или шапкой свой статус, возраст, положение, вероисповедание и т.п., со временем вся эта подоплека забылась, а осталась лишь традиция или любовь к той или иной форме головного убора.

Конечно, на появление той или иной формы шляпы, шапки в первую очередь влияет климатические условия. В условиях суровых северных зим появилась шапка-ушанка, позволяющая опускать «уши» при понижении температуры, и поднимать, когда начинает припекать солнце. Конические соломенные шляпы-панамы (иногда их делают из пальмовых листьев или шелка) из Восточной Азии предназначены как для защиты от солнца, так и дождя — климат с сезонными ливнями обязывает. Сейчас, такие шляпы стали часть национального костюма Вьетнама.

Аналогичная история с мексиканским сомбреро, чья форма целиком и полностью сформировалась благодаря палящему солнцу этой страны. Это своеобразный солнечный зонт на голове (хотя от дождя шляпа тоже спасает), и чем шире поля такого «зонта» тем больше тень от него. С некоторых пор, в Мексике стало действовать правило ограничивающее размер сомбреро, так как иные шляпы достигают метра в диаметре.

От сомбреро же произошла и ковбойская шляпа. Она немного видоизменена, так как используется всадниками. Изготовляется из кожи или войлока, хотя бывает и соломенная. Поля загнуты, для того чтобы ветер не сбивал ее, отверстия на тулье предназначены для вентиляции. Известен даже ее изобретатель – Джон Стетсон, который наладил производство таких шляп в 1870-х годах.

Всем знакомая кепка, пришла к нам из Франции в виде кепи-фуражки с козырьком. Конечно, первоначально козырек, предназначался для защиты глаз от солнца, но ныне мы можем видеть всевозможные кепки, бейсболки, фуражки с немыслимой длины козырьками, или микроскопическими, но все же, козырьками. От фуражки произошел и картуз, столь популярный в дореволюционной России среди купечества.

Позабытый ныне цилиндр одевают только на некоторые традиционные мероприятия, например на скачки в Аскоте (Англия). Хотя в веке XIX ни один респектабельный джентльмен по ту или эту сторону Атлантического океана не мог позволить себе появиться в обществе без него. Произошел этот, забавный, на мой взгляд, головной убор от конической шляпы пуритан. Хотя исследователи видят в нем даже более древний головной убор, состоящий из куска войлока, стянутого шнурком, который надевали на голову первобытные люди.

Капот или капор появился в конце XVIII века, как симбиоз шляпы и чепца. Капор имел широкие поля по бокам, и плотно закрывал голову дамы, позволяя скрыть ее лицо от нескромных взглядов.

А матросская бескозырка приобрела свои ленты в далеком 1805 году. Тогда матросы, в знак траура по погибшему адмиралу Нельсону, прикрепили ленты к своим фуражкам. Нельсону мы обязаны появлением еще одного убора – канотье. Адмирал утвердил эту шляпу в качестве форменного головного убора для флота. Позднее, его стали носить молодые люди увлекающиеся греблей. Шляпы-канотье, по сию пору в ходу не только у английских школьников, но и модницы всего мира.

Берет, столь популярный у детей и дам, а также в артистической среде, зафиксирован еще у древних этрусков. Особую популярность берет приобрел в средние века в Европе, полюбился деятелям Возрождения, потом о нем вспомнили в XIX веке, а в ХХ береты стали частью военной формы многих армий мира. А все началось в Пиренеях, где пастухи вязали для себя шапки из овечьей шерсти, а для того чтобы те не теряли своей формы подвергали их дополнительной обработке — валянию, окрашиванию, начесыванию и т.п.

Пилотки, также ныне являющиеся частью форменной одежды многих родов войск и служб, берут свое происхождение от фригийских колпаков. Такие фригийские шляпы стали своеобразными маркерами революционеров в период Великой Французской революции.

И по сию пору существуют головные боры свидетельствующие о высоком положении владельца или роде занятий, национальности возьмем, к примеру колпак врача или повара, кардинальскую шапочку, тюбетейку.

   

  • « Оставить комментарий »

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *