Нервы на работе, непонимание с супругом, внешние факторы – всё это, несомненно, отражается на ребенке и на методах его воспитания. Как правило, когда кто-то из родителей «не в духе», вся злость вымещается на ни в чем неповинное дитя. Как быть, если вроде бы и есть за что, и нервы шалят, но присутствует и понимание того, что ударить ребенка ремнем – это не метод воспитания?
Во взрослой жизни всё обстоит гораздо проще, чем в детской. Если на работе сотрудник плохо работают, его просто на просто уволят, а уж точно не будут наказывать и ставить в угол. Это следствие его поведения. Если автолюбитель врезался в чужую машину, сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, также не будут отчитывать человека за этот проступок, а банально составят протокол, и выпишут штраф. Люди, взрослые люди, сами в ответе за свои деяния.
Так, наказывая ребенка ремнем за то, что он, скажем, размазал по столу недоеденную кашу, люди навязывают неверную модель восприятия взрослого мира. Этим они оказывают своим чадам медвежью услугу. К моменту взросления, никто не станет наказывать и бить ремнем офисного сотрудника. И если он привык с детства руководствоваться методом «кнута и пряника», в жизни ему придется нелегко.
Воспитываем ответственность
Правильная расстановка приоритетов должна быть заложена с детства. Держать ответ за свои поступки с пониманием последствий – залог успешного развития личности.
Сломал дорогую игрушку – значит, больше её нет. Забыл, что задавали по математике дополнительную задачу, вспомнил уже перед сном – значит, придется решать вместо любимых занятий и любимые мультсериалы придется отложить на потом. Истерика, устроенная на прогулке, прекращается, и виновник направляется домой, раз не умеет вести себя на улице.
Нестандартные действия будет восприняты не хуже других мер воспитания. Если ребенок украл из кармана родителя деньги и потратил их на ерунду типа чипсов или сладостей, значит, неделю вся семья питается макаронами и картошкой. А сэкономленные деньги возвращают обратно в карман взрослого. При подобном поведении, ребенок смотрит на родителей, берет пример поведения, а на подсознательном уровне у него откладываются необходимые психологические предпосылки.
Иногда надо вмешаться
Разумеется, бывают ситуации, когда просто нельзя допустить наступление последствий. То есть нельзя дать ребенку спрыгнуть с девятого этажа и ждать последствий. Но подобных ситуаций явно меньше, чем приближенных к реальной жизни.
Приучая ребенка к взрослым правилам, следует сделать поправки на то, чтобы он ни в коем случае не пугался, если что-то не получается, но и не сдавался.
Воспитывая ребенка не по стандартной схеме, по которой воспитывалось не одно поколение детей, выбиваясь из рамок жестокости и наказаний, родители дают шанс чаду на светлое будущее и формируют здоровую, полноценную личность.